Гауди заслуженно являлся самым известным архитектором на Пиренейском полуострове, можно, сказать его легендой. Правда, его творчество оценивалось неоднозначно – одних восхищало, у других вызывало выраженное неприятие.
Каса-Мила стал самым масштабным из жилых проектов Гауди, который задумывался как роскошное элитное жилье. Каса-Мила его называют по имени заказчика, а "Ла Педрера" его прозвали из-за схожести с каменоломней, а также пещерным городом, пчелиными сотами и отвесными скалами.
Возвести Каса-Мила оказалось не так просто. И проблема заключалась не в работе, а в бюрократии тех времен. Сохранившиеся с тех пор материалы «юридической канители» дона Пере Милы свидетельствуют, что из-за волокиты работы проводились без официального разрешения. Так, из 36 месяцев строительство Каса-Мила было законным лишь в течение месяца. К счастью, никто в те времена не обращал внимания на подобные проволочки, и строительство шло полным ходом.
Следует отметить, что специально для Каса-Мила была разработана новая технология строительства. Фасад плавно обтекает вертикальный металлический профиль, а в поэтажном плане традиционные прямоугольные формы заменены криволинейными, чем-то похожими на группу свободно плавающих пузырей – помещений, будто случайно примкнувшие друг к другу. Иначе были организованы и строительные работы. На площадке царила спонтанность в противовес существовавшему в то время строгому аналитическому подходу.
В конце весны 1909 года публика впервые смогла увидеть здание, о котором так много толковали. По словам специалистов, Гауди работал так, как будто сама архитектура возникла в момент его появления на свет. Многие называли его работу примитивной, однако в действительности это была экстравагантная интерпретация барокко, тесно связанная с натурализмом.
В начале лета 1909 года крыша Каса-Мила здания ждала скульптуры с изображением Мадонны и ангелов. Однако в конце июля произошла трагедия, которая привела к гражданской войне, а Гауди так и не смог закончить строительство.
Каса-Мила выглядит одновременно примитивным и незаконченным, его формы выходят за пределы воображения. Считается, что его прообразами стали гора и вулкан. Складки фасада вызывают устойчивые ассоциации со стремительным движением лавы.
Гауди был любителем обыгрывать напряжение противоположностей. Таков и Каса-Мила – будто гриб, выросший прямо из мостовой.
Архитектор применил при строительстве дома новые конструктивные решения – здесь нет внутренних несущих стен, а все междуэтажные перекрытия поддерживают колонны и наружные стены. Перекрытия вдоль фасада были облегчены и выведены наружу - мансарда и проходы к ней сделаны из тонких ступенчатых террас и двойных арок.
Устойчивость конструкции обеспечивается благодаря витиеватости. Волнистая форма фасада порождает разнонаправленные большие проемы, размер которых существенно снижает вес стены.
Любопытно, что в этом доме ничего не повторяется. План одного этажа полностью отличается от плана другого. Такая сложность пространственной структуры стала реальностью только благодаря отказу от опорной функции стен дома.
Добравшись до крыши, посетитель и вовсе попадает в другой мир. Дымоходы, вентиляционные трубы и шахты лифтов замаскированы под скульптуры и выстроены в детально продуманном порядке.
К слову, нынешняя суровость Каса-Мила имеет мало общего с первоначальной задумкой Гауди, который был твердо намерен изменить рукотворный ландшафт – предложить жильцам украсить балконы пышной растительностью. Резкие очертания были призваны смягчить зеленые вьющиеся растения, свисающие корзинки и виноград. Пальмы, кактусы и папоротники должны были сбить повторяющийся горизонтальный ритм балконов. Отличный специалист и в области гидравлики, Гауди даже предусмотрел систему самоирригации.
В настоящее время часть здания используется для проведения выставок. Часть доступна для посещения туристами. На некоторых этажах размещаются офисы. Ну а счастливчикам повезло жить в этом великолепии!