Главная достопримечательность Толедо — кафедральный собор, находящийся в десяти минутах ходьбы от алькасара. Он до сих пор остается местом богослужений; во время служб вход в храм бесплатный; в остальное время он функционирует как музей.
Здесь находится резиденция главы испанской церкви, первого кардинала. В V—VI вв. на месте собора стояла вестготская церковь, которую арабы превратили в мечеть. После победы христиан над маврами в битве при Лас-Навас-де-Толоса король Альфонсо VIII решил построить в Толедо грандиозный храм. Однако закладка его состоялась лишь через 15 лет, в 1226 г. мечеть была разрушена; строительство готического собора продолжалось почти три столетия.
Со временем окружающие постройки совсем скрыли истинные размеры храма - одного из самых больших в Испании (длина 120 м, ширина 60 м и высота более 30 м); рассмотреть его боковые фасады сейчас сложно. Открыт для обзора лишь главный, западный фасад, над которым возвышается 90-метровая колокольня. Вход в храм, Портико-дель-Пердон, украшен каменной резьбой на библейские сюжеты; его название, «ворота прощения», символизирует отпущение грехов всем, кто проходит через эти ворота. В XVII в. вся скульптура собора была реставрирована.
Как и большинство готических соборов Испании, храм в Толедо трехнефный с большим хором и алтарем. Интерьер главного храма католической церкви Испании необычайно роскошен: каждая его деталь достойна внимательного осмотра (поэтому советуем взять в кассах аудиогид по собору или подробный комментированный план). Ретабло с изображением 15 евангельских сюжетов из резного дерева было создано в 1498-1504 гг. и отделено изумительной ажурной решеткой. В сокровищнице собора хранятся драгоценные дарохранительницы (одна из них сделана в XVI в. из 18 кг золота и 183 кг серебра), в музее — картины Эль Греко.
Обходя собор, задержитесь в его восточной части, за задней стеной алтаря. Для лучшей освещенности в 1720—1730 гг. в потолке было пробито овальное окно, которое скульптор Н.Томе оформил как еще один алтарь — его называют Транспарент, т.е. «прозрачный» алтарь. Действительно, барочная фантазия скульптора создала необычайное произведение, наполненное светом, громадными фигурами апостолов и евангелистов, херувимами, яркими фресками. Все это резко контрастирует с готической строгостью остальных частей храма, поэтому работа Н.Томе вызвала шквал критики.